Получите ПО НАСЛЕДСТВУ

Leave a comment
Share

Что в нашей личности, в нашем характере определяется генами, а что-воспитанием и окружением?

—Права ли пословица, что яблоко от яблони недалеко падает? Наша личность определяется генами?

Получите ПО НАСЛЕДСТВУ

—Психологическая наука считает, что генами определяется только темперамент. Именно от генов зависит, каким вы будете: быстрым, порывистым, страстным и слегка неуравновешенным холериком или энергичным, ответственным и уравновешенным сангвиником. Человек может родиться спокойным, невозмутимым, медлительным флегматиком или вялым, пассивным, ранимым меланхоликом. Все остальное зависит только от родителей и от среды, в которой человек воспитывается.

—А способности, таланты —передаются ли они от родителей детям?

—Большой российский ученый Петр Лесгафт много исследовал эту тему. И в результате стал противником теории наследования способностей. Он доказал, что ум и таланты человека развиваются под влиянием среды, воспитания. Он говорил: «Все, что упражняется, —развивается и совершенствуется. А что не упражняется —распадается».

—Но если таланты не передаются «по рождению», как же тогда объяснить многочисленные актерские, художественные и прочие династии?

—Дети подражают родителям, которые являются для них авторитетами. И, наблюдая за мамой, папой, бабушками и дедушками, осваивают соответствующие навыки. Когда ребенок с детства вращается в актерской среде, ему проще войти в этот круг, чем ребенку из семьи врачей или учителей. Хотя дочка или сын врача, окажись они в аналогичных условиях, могли бы достигнуть таких же результатов.

—Неужели и гениями не рождаются, а становятся? И что в таком случае нужно делать, чтобы вырастить гения?

—Гениальность на самом деле опасная штука. Можно представить себе маму, которая мечтает: «Я хочу, чтобы мой ребеночек был гением. Чтобы я читала о нем в газетах. Чтобы меня все спрашивали, как я его воспитала. Я так хочу привлечь к себе внимание! И сделаю это за счет собственного ребенка, исковеркав его жизнь».

—Так уж и исковеркав? Человеку же будет гораздо интереснее жить, если он станет выдающейся личностью.

—А вспомните хотя бы одного гения, который прожил счастливую жизнь? Гениальность —это сформированное уродство. Она связана с тем, что какой-то из видов интеллекта развивается неравномерно. Ведь в человеке заложено множество разных интеллектов: эмоциональный, социальный, вербальный, физический, музыкальный, логический и т. д. И очень хорошо, когда человек, вырастая, равномерно овладевает всеми их видами. Когда какой-то из интеллектов начинает переть, как на дрожжах, он делает это за счет недоразвития других, отбирает их ресурсы. Возьмите Моцарта, которого отец с младенчества готовил в музыкальные гении. Это удалось. Но с социальным интеллектом у него были большие проблемы. Он не понимал, как взаимодействовать с людьми, и прожил бедную и несчастную жизнь. Гении —люди часто неприспособленные к жизни в тех или иных аспектах.

—Способность к лидерству, любовь командовать —откуда это берется?

—Воспитание влияет на лидерские качества. Но здесь велика и роль темперамента (который, как мы помним, врожденный). Меланхолик никогда не станет лидером, невелики шансы и у флегматика. Чаще командование берут на себя холерики, которые сами легко «воспламеняются» и умеют «зажечь» других. Сангвиники, по натуре этакие Штирлицы, тоже могут стать начальниками.

—В какой степени предопределяются природой душевные качества —доброта, отзывчивость, щедрость, честность?

—Они целиком и полностью формируются мамой и папой. В книге «Воспитание ребенка» Лесгафт показал, как формируются родителями все так называемые «отрицательные типы детей»: лицемерный, забитый, угнетенный, честолюбивый. Ребенок не родится врунишкой, а становится таковым в семье, не получая понятия о правде. Он не появляется на свет честолюбцем, а таковым делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями.

—А как на счет зависимостей? Например, алкоголизм. Передается ли он?

—Чтобы выяснить это, ученые придумали близнецовый эксперимент. Они наблюдали за однояйцовыми близнецами, которые являются абсоютными генетическими копиями. Если бы алкоголизм определялся генами, в паре близнецов алкоголиками всегда становились бы оба. Эти эксперименты показали, что алкоголизм не передается с генами. Если кто-то из близнецов и становится алкоголиком, его «генетическая копия» как правило, не страдает этим недугом. Аналогичным близнецовым экспериментом доказано, что леворукость или праворукость —свойство врожденное. Этим же методом опровергнута теория о генетическом происхождении гомосексуализма. Гомосексуалистами не рождаются.

—Наука подтверждает, что задатки к учебе у всех разные от природы? Ведь в первом классе сразу видно: у одного проявляются способности, а другой и после десятого объяснения не понимает.

—Это проявляются не способности к учебе в школе, а базовые навыки, которые привили (или не привили) родители ребенку до того, как он пошел в школу. В этом-то и секрет, и ужас этой ситуации. Если ребенок в шесть лет приходит в школу, и ему учительница говорит: «Возьмем книгу»,-а он спрашивает: «А что это такое?» —разве он будет успешно учиться? Вы смеетесь, а я такое видел! Он не будет успешно учиться, потому что период, когда нужно привить какие-то базовые вещи, уже прошел. Японец Масару Ибука в своей знаменитой во всем мире книге «После трех уже поздно» объясняет, что малыш до трех-четырех лет все жадно впитывает. И многие вещи, если они не усвоены к этому возрасту, потом не наверстаешь. Например, на детях-маугли доказано, что если ребенок до пяти лет не освоил речь, потом он не заговорит, сколько ни учи.

—Если семья играет определяющую роль, как объяснить частую картину: в семье один ребенок —и отличник, и музыкант, а второй «звезд с неба не хватает»?

—Объяснение простое. Родился первый ребеночек, и родители на радостях возились с ним, бегали, пели, играли, читали. А когда родился второй, никакой увлекательной новизны для них в играх-песнях-чтении уже нет, да и желания заниматься этим нет. Плюс уверенность: раз первый ребенок волшебный получился, так и второй получится волшебным сам по себе.

—Я часто слышу, что опасно брать ребенка из детского дома. Потому что у него генетика плохая, как у его родителей-кукушек, и он повторит судьбу своих родителей.

—Никаких статистических данных, подтверждающих это суеверие, нет. Все исследования говорят о том, что характер ребенка будет сформирован его окружением, новой семьей. Конечно, определенную роль играет то, в каком возрасте ребенок усыновлен.

—Сила воли или безволие-врожденные?

—Воля —это высшая психическая функция, врожденная. Но у каждого есть возможность развивать ее. Простая аналогия —мышцы. Они всем даны, но кто-то упражняется и становится атлетом, а кто-то валяется на диване, оответ-ственно, мышцы у него дряблые. Так и воля бывает дрябленькая и слабенькая.

—Получается, что все самое главное можем сделать мы сами?

—Зачастую мы склонны списывать ошибки воспитания на «плохие гены». Видя в ребенке нежелательное поведение, родители машут рукой: да тут ничего не поделаешь, это гены прадедушки. Но это лишь попытка сбросить с себя ответственность за воспитание. Да, у каждого из нас есть темперамент. Но ни один темперамент не мешает развитию высших психических функций и человеческих качеств.

Добавить комментарий